Водитель газобаллонного автомобиля является ответственным за непосредственное соблюдение правил безопасной эксплуатации. Он обеспечивает правильную техническую эксплуатацию автомобиля и постоянный контроль за его техническим состоянием, принимает своевременные меры по устранению выявленных неисправностей, следит за периодичностью и качеством ТО закрепленного за ним газобаллонного автомобиля.
Перед выездом на линию водитель должен осмотреть автомобиль и проверить наличие возможных неисправностей или утечек газа, а также крепление газового баллона и арматуры. Запрещается при этом подтягивать гайки и соединения, заменять узлы и детали газовой системы, находящиеся под давлением.
Проверять герметичность во всех случаях следует с помощью мыльной эмульсии, наносимой кистью на контролируемые узлы и соединения.
После длительной стоянки автомобиля, перед пуском двигателя необходимо проветрить подкапотное пространство, кабину водителя и убедиться в исправности газовой аппаратуры. Пускать двигатель следует только на бензиновом топливе. При этом клавиша управления подачей газа в кабине водителя должна быть установлена в положение "бензин".
Запрещается работа двигателя с искровым зажиганием на двух видах топлива одновременно!
При безгаражном хранении автомобиля и низких температурах, предварительно подогревать двигатель и устранять ледяные пробки в топливо- и газопроводах следует только с помощью горячей воды или пара. В зимнее время после длительной стоянки возможно отсутствие подачи газа из-за слипания клапанов газового редуктора низкого давления. В этом случае отогреть газовую аппаратуру можно только горячей водой, паром или горячим воздухом.
Применение открытого огня для подобных целей недопустимо!
При обнаружении сильной утечки газа из баллона при закрытом магистральном вентиле, автомобиль необходимо откатить в безопасное для людей или специально отведенное для этих целей место. При невозможности устранить утечку, газ надо выпустить из баллонов, соблюдая при этом повышенные меры безопасности. Дальнейшую эксплуатацию автомобиля можно производить только после полного устранения обнаруженных неисправностей и соответствующей проверки герметичности газовой аппаратуры и баллона.
В случае появления резкого запаха или обнаружения неисправностей во время движения, необходимо:
- остановить автомобиль в безопасном месте,
- выключить зажигание,
- высадить пассажиров,
- плавно закрыть расходный вентиль,
- проверить с помощью мыльной эмульсии или визуально наличие утечки газа и сделать все возможное для ее устранения, соблюдая при этом меры безопасности.
Автомобиль должен быть оборудован огнетушителем, кошмами и инструментом для выполнения специальных работ.
В случае возникновения пожара на автомобиле, следует немедленно закрыть магистральный вентиль. Действия водителя в подобной ситуации должны носить продуманный и четкий характер. Если пожар возник при работающем двигателе, необходимо закрыть магистральный и расходный вентили, увеличить частоту вращения коленчатого вала с тем, чтобы побыстрее выработать газ из системы питания. Во избежание возможного взрыва баллона его надо охлаждать водой или другими средствами.
В случае возникновения пожара во время движения автомобиля:
- следует немедленно остановиться,
- выключить зажигание,
- высадить пассажиров
- перекрыть магистральный вентиль,
- используя бортовые средства огнетушения, приложить все усилия к ликвидации очага пожара,
- сообщить о происшествии в пожарную команду,
- по прибытии пожарной команды водитель обязан действовать по указанию командира пожарной команды.
В целях повышения пожарной безопасности категорически запрещается:
ремонтировать газовую аппаратуру при работающем двигателе;
пускать двигатель и работать при наличии утечек газа;
выпускать газ в помещениях, в непосредственно близости к месту стоянки других автомобилей или вблизи от места нахождения людей и источников огня;
проверять герметичность соединений газопроводов и аппаратуры открытым пламенем и останавливать автомобиль около мест с открытым пламенем.
При повреждении автомобиля в результате дорожно-транспортного происхождения, необходимо выключить зажигание, высадить пассажиров, закрыть магистральный вентиль и принять необходимые меры, связанные с обстоятельствами ДТП. Проверить состояние газовой аппаратуры и обеспечить безопасность.
При попадании СНГ на кожу или в глаза необходимо тщательно промыть пораженное место водой и немедленно обратиться за медицинской помощью.
В зависимости от характера и степени тяжести дорожно-транспортного происшествия, водители, виновные в нарушении правил техники безопасности, привлекаются к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.